ARTPEN.RU

 

 

Рисование

Рисование

В детстве человек обладает особенной способностью ярко и цельно воспринимать окружающий его мир. При этом ма­ленький ребенок одарен врожденным талантом не просто слы­шать звуки или видеть цвета, но и переживать их нравствен­ное влияние, откликаться душевно на их воздействие. Этот дар теряется позднее в процессе взросления, однако его можно удер­жать и развить, если предоставить человеку возможность как можно раньше жить и действовать в мире цветов, звуков, за­пахов... Воспитателю, организующему такую возможность, важно также понимать, что именно благодаря художественной деятельности силы переживания в ребенке получают свою под­держку.

Живопись

Мир, окружающий нас, наполнен красками, и каждая краска говорит с нами на своем особом языке, проявляется в только ей присущем действии, обладает индивидуальным ка­чеством. Дети хорошо чувствуют этот язык и с удовольствием вступают в игру с красками.

Специальных заданий для детей на занятиях по живописи нет, ведь их цель — не учить ребенка правильно рисовать, а создать условия для переживания качества цвета, развить твор­ческие силы личности. Работа с красками оказывает сильное воздействие на ребенка и поэтому проводится не чаще одного раза в неделю.

«Мокрым по мокрому» — так можно назвать способ рисова­ния, принятый в вальдорфском детском саду. Он более всего соответствует сути «детского», позволяя ребенку легко смеши­вать жидкие краски на влажной бумаге, получать плавные переходы между цветами, гармонично сочетать их между собой.

Рисование осуществляется красками основных цветов: красной, синей, желтой. Все остальные цвета получаются сме­шиванием их самим ребенком в процессе рисования на мокрой бумаге.

Для такого рисования в качестве цветовой субстанции под­ходят все акварельные краски в тюбиках, баночках. Они ра­створяются в воде до желаемой интенсивности цвета и затем в разведенном виде разливаются в чашечки для рисования. Хо­рошо, если эти чашечки прозрачны, и краски могут светить из них детям.

Кисточки следует применять широкие, плоские волосяные (№ 16 или №18).

В качестве бумаги подходит тот ее сорт, что хорошо впи­тывает воду.

Рисование восковыми мелками

Детское рисование не принадлежит искусству в традици­онно понимаемом смысле. В вальдорфском детском саду нет и специальных общих для всех детей занятий по рисованию. Вальдорфская педагогика исходит в данном случае из того по­ложения, что дети обладают способностью чувствовать изнут­ри части своего тела. В своих рисунках они отражают свои внут­ренние ощущения, так же как и то, что ярко пережили как впечатление от внешнего мира. Особенно большой интерес для воспитателя представляет первый аспект. Детские рисунки та­ким образом выступают как своеобразный знак развития. При этом замечателен тот факт, что во всем мире дети одного возраста имеют характерные, схожие между собой рисунки, и это происходит в том случае, если детей специально не учат "пра­вильно" рисовать.

Хотя специальные задания для рисования в вальдорфском детском саду отсутствуют, воспитатель может сознательно вли­ять на выбор детьми сюжета для рисования, ежедневно рас­сказывая сказку, показывая кукольные спектакли или рисуя что-либо рядом с детьми.

В вальдорфском детском саду всегда в доступном для де­тей месте лежат бумага и цветные восковые мелки, и дети мо­гут ими воспользоваться в любое время по своему усмотрению. При этом воспитатель не должен спрашивать ребенка, что имен­но он нарисовал, тем более критиковать или исправлять детс­кий рисунок.